Учебник в смартфоне: преподаватели обсудили новые тенденции в образовании

В рамках юбилейной X Ассамблеи Русского мира состоялся круглый стол «Учебник русского языка в современной школе». Его ведущий – проректор Санкт-Петербургского университета заместитель председателя правления фонда «Русский мир» Сергей Богданов – отметил, что новые учебники нужны, потому что меняется время: «Учебник отражает стиль времени, и поэтому даже самые лучшие из них устаревают». Тем более что даже в такой важной отрасли знаний, как русский язык, до сих пор считается лучшим учебным пособием издание, выпущенное ещё в 1934 году, напомнил Сергей Богданов. 

Также он сообщил, что в настоящее время Российская академия образования организует экспертизу школьных учебников, которая будет закончена к середине января будущего года. Всего на экспертизу поступило порядка семисот различных учебников. Главная задача – выбрать те, которые станут базовыми для всех российских школ.

Кроме того, Сергей Богданов отметил ещё один важный момент при написании учебных пособий – обязательно учитывать психофизическое восприятие текстов.«Люди сегодня стали читать по-другому», – пояснил он. Это значит, что сегодня помимо самого текста требуется огромное количество дополнительной невербальной информации – инфографики. И наконец, современной школе уже не обойтись без электронного учебника, добавил Богданов. 

Именно этому новому направлению в образовании и была посвящена презентация, подготовленная директором Таллиннского института Пушкина Ингой Мангус. «Мы сегодня стоим на пороге новой эры педагогики, обусловленной тотальным проникновением новых технологий в жизнь школы», – сообщила Мангус. Она рассказала, что в Эстонии принято решение обеспечить каждую школу электронными досками. Но одного такого решения недостаточно – необходим содержательный материал для новых устройств. Именно этим занимается созданная больше года назад в Институте Пушкина лаборатория, в которой разрабатываются учебники нового поколения. 

В своей презентации Инга Мангус показала, как выглядит электронный учебник русского языка для шестого класса. «Я два месяца работаю по этому учебнику и сама себе завидую», – поделилась с присутствующими своими впечатлениями директор Института Пушкина. В новом учебнике есть и аудио-, и видеоуроки, контрольные задания, тестовые материалы. «Ученик через свой смартфон снимает необходимые задания и по дороге домой их прослушивает», – объяснила Инга Мангус. Если учащийся пропустил урок, учителю не обязательно с ним встречаться отдельно, достаточно переслать все пропущенные материалы. 

Марина Низник из Тель-Авивского университета также преподаёт русский язык и параллельно ведёт исследования, посвящённые методикам преподавания. По её мнению, учебные пособия должны быть занимательными, чтобы детям было интересно по ним учиться. Ещё один важный момент, на её взгляд: учебные пособия должны соотноситься с образовательными стандартами страны проживания. «Один учебник по русскому языку для всех стран – это нереально. Уверена, что для Турции и, к примеру, Эстонии должны быть разные учебные пособия», – подчеркнула она. 

А профессор Университета прикладных наук Бургенланда (Австрия) Анатолий Бердичевский отметил, что в Европе школьные учебники пишут именно сами учителя школ, которые лучше знают, что нужно их ученикам.

Категория: