Законопроект «О временно оккупированной территории Украины» нарушает права человека, – ООН

19 июля 2016 года 29 народных депутатов зарегистрировали законопроект № 3593-д «О временно оккупированной территории Украины», которым устанавливается единый правовой режим для Крыма и отдельных районов Донецкой и Луганской областей, неподконтрольных украинскому правительству. В случае его принятия в нынешнем виде будет нарушен ряд положений по правам человека. Об этом говорится в 16-м докладе Управления верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ) о нарушении прав на Донбассе, который был опубликован 8 декабря.

УВКПЧ активно взаимодействовало с Правительством и предоставило свои комментарии о влиянии, которое этот законопроект будет иметь права людей в случае его принятия в нынешнем виде.

По мнению УВКПЧ, этот законопроект, в основе которого лежат преимущественно соображения безопасности, в случае его принятия в нынешнем виде, нарушает права человека и противоречит международным обязательствам Украины и, вероятно, и Конституции Украины.

«Тот факт, что законопроект стремится отрицать ответственность правительства за защиту жизни, здоровья, права собственности и обязанность социального и пенсионного обеспечения, противоречит принципу территориальной юрисдикции, согласно которого обязанность правительства использовать все возможные правовые и дипломатические средства для обеспечения прав человека на неподконтрольных ему территориях», – говорится в докладе.

Общее непризнание документов, выдаваемых на неподконтрольных украинской власти территориях, не соответствует стандартам (ст. 26* Международного пакта о гражданских и политических правах, ст.14** Конвенции о защите прав человека и основных свобод), которые существуют в международной юриспруденции и которые предусматривают признание отдельных документов, таких как:

  • документы о регистрации актов гражданского состояния (например, свидетельства о рождении, браке или смерти), выданных де факто властями;
  • дифференцированный подход к жителям «временно оккупированных территорий» в контексте продажи, передачи, отчуждения и наследования имущества,
  • применение моратория на взыскание штрафа и пени нарушало бы право на равную защиту перед законом без дискриминации.

Прекращение подачи воды и электроэнергии на «временно оккупированную территорию» противоречило бы как обычным нормам международного гуманитарного права, касающихся помощи, так и нормам международного права по правам человека, «по которым Правительство является обязанным обеспечивать необходимый минимум гуманитарных потребностей гражданского населения».

Кроме этого, возникают сомнения относительно широких ограничений, которые будут применяться после освобождения неподконтрольных территорий по реализации гражданских и политических прав, а также прав на свободу передвижения, объединений и средств массовой информации.

Также следует обратить внимание на то, что принятие этого законопроекта приведет к потере силы действия некоторых актов действующего законодательства, в том числе, закона «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей».

Принятие этого законопроекта будет противоречить Резолюции Совета Безопасности ООН 2202 (2015), который одобряет «Комплекс мер по имплементации Минских соглашений», принятый 12 февраля 2015 года.

* Статья 26 Международного пакта о гражданских и политических правах: «Все люди равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту закона. В этом отношении всякого рода дискриминация должна быть запрещена законом, и закон должен гарантировать всем лицам равную и эффективную защиту против дискриминации по какому бы то ни было признаку, как-то расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства».

** Статья 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод: «Пользование правами и свободами, признанными в настоящей Конвенции, должно быть обеспечено без какой бы то ни было дискриминации по признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения или по любым иным признакам».

Категория: